Giulio Natta Nobel Prize winner inventor of polybutene
largest polybutene plant construction moerdijk netherlands
The world's largest polybutene plant at Moerdijk, The Netherlands
largest polybutene plant construction moerdijk netherlands

История

Трубопроводные системы из полибутена-1 (ПБ-1) уже более 40 лет непрерывно используются в Европе и Азии для холодного и горячего водоснабжения. Открытый в 1954 году исследовательской группой лауреата Нобелевской премии, профессора Натта, сегодня ПБ-1 широко признан самой современной технологией для систем трубопроводов в различных областях применения.
 

Professor Guilio Natta, inventor of Polybutene and Nobel Prize winner


Изобретение полибутена-1

Новаторская работа химиков Карла Циглера и Джулио Натты продолжает менять нашу жизнь к лучшему. Эти «два отца современных полиолефинов» изменили мир своими открытиями. В 1969 году они были удостоены Нобелевской премии по химии.

Полибутен-1 (ПБ-1) был открыт в 1954 году исследовательской группой профессора Натты. Это термопластичный полиолефин, подобный полиэтилену и полипропилену, полученный путем полимеризации бутена-1 с использованием стереоспецифических катализаторов для создания линейного, изотактического и полукристаллического полимера. Его первое промышленное производство и использование в напорных трубопроводных системах началось в Европе в середине 1960-х годов. С того момента было представлено множество новых и инновационных сортов ПБ-1 для различных областей применения.

polypropylene long string molecule polyolefin


Этапы развития ПБ-1

История достижений

1954  –  Полибутен-1 (ПБ-1) был впервые синтезирован итальянским профессором Джулио Наттой через год после полипропилена.
1964  –  Первое промышленное производство компанией Chemische Werke HÜLS, Германия (около 3 тыс. тонн в год)
1964  –  Компания HÜLS представила рынку марку сополимера Vestolen BT
1968  –  Компания Mobil Oil разработала собственный процесс производства ПБ-1 и построила небольшой промышленный завод в городе Тафт, Луизиана, США
1970  –  Начало 70-х годов: Завод Mobil Taft приобрела компания Witco Chemical Corporation. – Впервые представлена марка Whitron 4121
1973  –  Компания HÜLS отозвала с рынка Vestolen BT по причине производственных дефектов на заводе.
1977  –  На смену Witco приходит компания Shell Chemicals и инвестирует в расширение завода (производительная мощность 27 тыс. тонн в год)
1998  –  Shell передает управление ассортиментом ПБ-1 компании JV Montell (предшественник Basell)
2000 – Октябрь 2000 – Montell Polyolefins объединилась с Targor GmbH и Elenac GmbH, образовав компанию Basell Polyolefins
2000 – Декабрь 2000 – Basell одобряет новый завод в зоне ЕС, Феррара, Италия, с объемом производства 45 тыс. тонн в год и использованием нового технологического процесса производства полибутена.
2003 – Basell запускает новый завод в Мурдейке, Нидерланды, с объемом производства 45 тыс. тонн в год (см. ниже)
2008 – Объем производства на заводе в Мурдейке увеличен до более 60 тыс. тонн в год
 

polybutene plant moerdijk netherlands construction largest
 


Более 40 лет успешной работы

Испытания на долговечность изготовленных из ПБ-1 труб согласно стандарту ISO 9080 определили, что ожидаемый срок службы труб составляет 50 или более лет при температуре воды 70 °C и давлении 10 бар.

Полибутен-1 уже более 40 лет непрерывно используется в странах Европы и Азии в качестве материала для трубопроводов горячего и холодного водоснабжения и широко признан как передовая технология для этих систем

Трубопроводные системы из ПБ-1, установленные в Европе для напольного отопления (с начала 1970-х годов) и централизованного теплоснабжения (с начала 1980-х годов), успешно работают и сегодня.

К примеру, трубы из ПБ-1 использовались для Венского геотермального проекта в 1974 году, заменив непригодные из-за коррозии металлические трубы и отлично функционировали до 2010 года, пока не была установлена расширенная система. В системе Венского геотермального проекта в качестве теплоносителя используется очень агрессивная геотермальная вода. Система трубопроводов из ПБ-1 непрерывно работала в течение 36 лет при постоянной температуре 54 °C и давлении 10 бар. За все время эксплуатации не произошло ни одного сбоя в работе.

Испытания на долговечность изготовленных из полибутена-1 труб согласно стандарту ISO 9080 определили, что ожидаемый срок службы труб из ПБ-1 для горячей воды составляет 50 или более лет при температуре воды 70 °C и давлении 10 бар. Испытания согласно стандарту ISO 9080 проводятся в соответствии с международными протоколами независимыми и аккредитованными агентствами по тестированию, например EXOVA.

polybutene thermal piping electrofusion push-fit fittings piping

Ожидаемый срок службы труб из ПБ-1 составляет 50 лет при температуре воды 60 °C и содержании в воде 4 миллионных доли хлора. (Отчет об испытании компании Bodycote /P-07/09, 2007). Трубы из ПБ-1 могут функционировать в течение более 1000 часов при концентрации хлора в 30 миллионных долей и 30 °C/6 бар (Отчет об испытании № PB 1087C, Infraserv Höchst Technik, 2004).

Системы трубопроводов из ПБ-1 используются в таких известных местах, как: А́льберт-холл, Канэри-Уорф, Северный имперский военный музей, Säntis 2000 и многие другие (см. Примеры применения).
 

Результаты независимых испытаний

Надежность в долгосрочной перспективе и устойчивость к воздействию хлора
Отчет об испытании ASTM F2023, полученный для ПБ-1 класса Akoalit PB 4267 и подтверждающий, что ожидаемый срок службы составляет более 50 лет в условиях непрерывной эксплуатации при температуре 60 °C.  Загрузить

Экспертная оценка системы водопроводов из полибутилена после 18 лет эксплуатации
Представлена на выставке Antec 2013 – независимое исследование (оценка на месте и лабораторные испытания) состояния системы водопроводов из полибутилена (ПБ) в многоквартирном жилом комплексе.  загрузить
 


Подготовленный к будущему

Постоянные инновации для полибутена-1

Большинство из первых успешных установок из полибутена-1 все еще находятся в эксплуатации. Непрерывное улучшение технологии и свойств материалов, а также процессов производства ПБ-1 в сочетании с внедрением строгих международных стандартов вывели эффективность систем трубопроводов из ПБ-1 на новый уровень.

LyondellBasell polybutene technology laboratoryВ 2008 году мощность завода по производству ПБ-1 была увеличена с 45 до 60 тыс. тонн в год. Было запланировано дальнейшее увеличение производства по всему миру, чтобы обеспечить поставку ПБ-1 в соответствии с растущим спросом на рынке, особенно для основной области применения – трубопроводных систем.

Члены ассоциации PBPSA являются мировыми лидерами в области инноваций и производства специальных систем трубопроводов для широкого спектра технических применений. Все члены ассоциации постоянно сотрудничают с инженерами, архитекторами и организациями, занимающимися монтажом трубопроводов, и предлагают поддержку в определении проектных спецификаций и исследованиях для оказания помощи клиентам и создания базы знаний о трубопроводных системах из ПБ-1.

За время существования полибутена-1 эти системы постоянно улучшались: повышалась надежность и более эффективными становились способы соединения и установки. Все это обеспечивает более длительный срок службы и повышает безопасность эксплуатации трубопроводов.
 


 

Полибутен-1 часто обозначается как полибутен, ПБ (PB), ПБ-1 (PB-1) или полибутилен.

Члены ассоциации PBPSA не осуществляют продажу полибутена-1 для его использования в трубопроводах в Северной Америке. Кроме того, они предписывают своим клиентам и дистрибьюторам не продавать изготовленные из ПБ-1 изделия для использования в трубопроводных системах в Северной Америке.»

Giulio Natta Nobel Prize winner inventor of polybutene
largest polybutene plant construction moerdijk netherlands
The world's largest polybutene plant at Moerdijk, The Netherlands
largest polybutene plant construction moerdijk netherlands

History | Polybutene Piping Systems (PB-1)

Polybutene-1 (PB-1) piping systems have been in continuous service in Europe and Asia for over 40 years in pressurised hot and cold water installations. Discovered in 1954 by the research team of Nobel Prize winner, Professor Natta; PB-1 is now widely recognised as the state-of-the-art technology for piping systems across a broad range of applications.

 

Professor Guilio Natta, inventor of Polybutene and Nobel Prize winner


Inventing Polybutene-1

The pioneering work of Karl Ziegler and Giulio Natta continues to shape and improve our lives. These two fathers of modern polyolefins changed the world with their discoveries. They were recognised with the Nobel Prize in Chemistry in 1969.

Polybutene-1 (PB-1), was discovered in 1954 by the research team of Professor Natta. It is a thermoplastic polyolefin similar to polyethylene and polypropylene produced through the polymerization of butene-1 using stereospecific catalysts to create a linear, highly isotactic and semi-crystalline polymer. The first industrial production and introduction into flexible pressure piping systems started in Europe in the mid 1960’s. Since its introduction, countless new and innovative PB-1 grades have been introduced for many popular applications.

polypropylene long string molecule polyolefin


PB-1 Milestones

A history of achievement

1954  –  Polybutene-1 (PB-1) was first synthesised by Prof. G. Natta, Italy, one year after polypropylene.
1964  –  First industrial production by Chemische Werke HÜLS, Germany (cap.: ca. 3 kt/a)
1964  –  HÜLS introduced Vestolen BT to the market
1968  –  Mobil Oil developed their own PB-1 process and built a small industrial plant in Taft, Lousiana, USA
1970  –  Early '70s: Mobil Taft plant taken over by Witco Chemical Corporation. – Whitron 4121 introduced
1973  –  HÜLS withdrew Vestolen BT after manufacturing issues in their polymerisation plant
1977  –  Shell Chemicals takes over from Witco and invests in extension of the plant (27 kt)
1998  –  Shell transfers management of PB-1 portfolio to its JV company Montell (Basell predecessor)
2000 – Oct. Montell Polyolefins merged with Targor GmbH and Elenac GmbH to form Basell Polyolefins.
2000 – Dec. Basell approves a new 45 kt PB-1 plant in EU using a new PB process from Basell R&D in Ferrara, IT.
2003 – Basell starts up new 45 kt plant in Moerdijk, The Netherlands (below)
2008 – Moerdijk plant expanded to >60 kt
 

polybutene plant moerdijk netherlands construction largest
 


Over 40 years in service

Long-term ISO 9080 tests performed on PB-1 pipes project service lifetimes of 50 years or more for pipes operating with water at 70°C, at 10 bar pressure.

Polybutene-1 has been in continuous service in Europe and Asia for over 40 years in pressurised hot and cold water installations and is widely recognised as the state-of-the-art technology for these systems.

PB-1 pipe applications installed in Europe for underfloor heating (since the early 1970s) and district heating (since the early 1980s) are still operating successfully.

As an example, PB-1 pipes were installed in the Vienna Geothermal Project in 1974, replacing metal pipes which proved unsuitable due to rapid corrosion and operated without problems until 2010 when an expanded system was installed. The Vienna Geothermal project utilises very aggressive geothermal water as the heating medium. The PB-1 piping system ran continuously for 36 years at a constant temperature of 54°C and a pressure of 10 bar – with zero breakdowns.

Long-term ISO 9080 tests performed on Polybutene-1 pipes project service lifetimes of 50 years or more for PB-1 hot water pipes operating with water at 70°C, at 10 bar pressure. ISO 9080 tests are carried out according to international protocols by independent and accredited test agencies such as EXOVA.

polybutene thermal piping electrofusion push-fit fittings piping

In addition, PB-1 pipes are expected to have service lifetimes of 25 years or more when exposed to water containing 2 ppm chlorine at 20° C. PB-1 pipe has been shown to perform for >1,000 hours in chlorine content of 30 ppm at 30 C/6 bar (Test Report-No. PB 1087C, Infraserv Höchst Technik, 2004).

PB-1 piping systems are increasingly specified in well-known locations such as: Royal Albert Hall, Canary Wharf, Imperial War Museum North, Säntis 2000 and many more (see case studies on this website).
 

Independent test results

Long-term reliability and chlorine resistance
ASTM F2023 test report obtained for PB-1 grade Akoalit PB 4267 confirming more than 50 years extrapolated lifetime at continuous use at 60 °C.  download

Assessment of Polybutylene Plumbing Installation after 18 Years of Service
Presented at Antec 2013 – independent study (onsite evaluation and lab testing) of the condition of a polybutylene (PB) plumbing system in a multi-unit apartment complex.  download
 


Prepared for the Future

Continuous innovation for Polybutene-1

Since the first successful installations, most of which are still in operation, continuous advances in PB-1 material technology, physical capabilities and production processes, combined with the implementation of stringent international standards protocols, has progressed the performance of PB-1 piping systems to new levels.

LyondellBasell polybutene technology laboratoryIn 2008 the PB-1 plant capacity was expanded from 45 kt to >60 kt. Plans have been made to increase global production further to ensure the supply of PB-1 keeps pace with the accelerating demand, particularly in its largest application, piping systems.

The PBPSA members are world leaders in the innovation and production of fit-for-purpose piping systems for a diverse list of technical applications. All members have ongoing collaboration with engineers, architects and installers of piping systems and offer support for project specifications and research to assist customers and build the practical knowledge base for PB-1 piping systems.

Over the period Polybutene-1 has been on the market, those systems have become increasingly sophisticated with continuous improvements in product capabilities including  jointing techniques, installation and reliability – all providing longer operational lifetimes and increased security for piping installations.
 


 

Polybutene-1 is often referred to as Polybutene, PB, PB-1 or Polybutylene.

Polybutene-1 is not sold by PBPSA members for use in pipe applications intended for use in North America, and those parties require their customers or distributors not to sell products made from PB-1 into pipe applications for North America.